Методика преподавания химии

 вопросы к теоретическому модулю

  1. Что изучает методика преподавания химии? Цели и задачи методики преподавания химии.
  2. В чем сходство и отличие учебного предмета от науки (на примере химии)?
  3. Методы исследования в методике преподавания химии.
  4. Когда в России химия стала учебным предметом в школе? Положение химии как учебного предмета в дореволюционной школе.
  5. Какой вклад внесли М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров в преподавание химии?
  6. Особенности преподавания химии в первые годы после ВОСР. Ленинградская и московская методические школы в 30-х годах ХХ века. Кто их авторы? Основные методические идеи этих школ.
  7. Когда появились первые стабильные учебные программы и учебники по химии в советской школе, их особенности? . С какого года издается журнал "Химия в школе", его задачи, структура?
  8. Охарактеризуйте современное состояние химического образования в нашей стране и перспективы его развития.
  9. Какое место в современной структуре школьного образования занимает химия (когда, на каком этапе и на каком уровне она изучается)? Общие задачи обучения химии в средней школе на современном этапе.
  10. Какие современные концепции школьного химического образования в нашей стране Вы знаете? Их авторы. В чем их различие?
  11. В чем особенности реформы общеобразовательной средней школы, начатой в 1984 году? Современная структура школьного образования в нашей стране. Что сделано для ее реализации в современной школе на примере преподавания химии?
  12. В чем необходимость введения курса "Естествознание" в современную школу? Какое место в нем занимает химия?
  13. Приведите дидактические требования к содержанию учебного предмета. Перечислите основные дидактические единицы содержания современного школьного курса химии
  14. Какие требования предъявляются к отбору содержания учебного предмета в средней школе (на примере химии)?
  15. Обоснуйте выбор элементов для изучения в школьном курсе химии.
  16. Какие важнейшие теории лежат в основе школьного курса химии? Их место в школьном курсе (класс, четверть).
  17. Какие требования используются при отборе элементов и веществ для изучения в средней школе по действующей программе?
  18. Основные особенности действующей школьной общеобразовательной программы по химии, ее построение и содержание.
  19. Обоснуйте связь темы "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений" с предшествующими и последующими темами школьного курса химии.
  20. Обоснуйте положение темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в современном школьном курсе. Есть ли другие варианты построения?
  21. Обоснуйте положение темы "Теория электролитической диссоциации" в курсе химии. 
  22. Обоснуйте положение темы "Теория строения органических соединений" и органической химии в школьном курсе химии.
  23. Какие учебники используются для классов с углубленным изучением химии? В чем их принципиальные отличия от обычных учебников для средней общеобразовательной школы?
  24. Понятие о методе обучения. В чем специфика применения методов обучения в химии?
  25. Какие факторы определяют выбор метода обучения на конкретном уроке?
  26. Классификация методов обучения химии по источникам знаний, по основным дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся.
  27. В чем отличие дедуктивного и индуктивного путей познания? Приведите примеры применения этих методов при изучении химии конкретных элементов в курсе химии средней школы?
  28. Особенности объяснительно - иллюстративного метода обучения. Его достоинства и недостатки.
  29. Главные особенности частично-поискового и исследовательского методов обучения. Их достоинства и недостатки.
  30. Сравните особенности применения словесных методов обучения: беседы и рассказа. В чем их отличие? Какой материал школьного учебника можно изложить этими методами (примеры)?
  31. В чем отличие в применении методов рассказа и лекции в школе? Особенности лекции в школе. Пример учебного материала из школьного учебника, который можно изложить этими методами. 
  32. Типы школьного химического эксперимента. Их отличие друг от друга по дидактическим целям?
  33. Требования к демонстрационному химическому эксперименту в школе (на примерах).
  34. Всегда ли ученический эксперимент эффективнее демонстрационного? Особенности их применения. Ответ обоснуйте на конкретных примерах.
  35. В чем отличие по дидактической цели практической работы по инструкции от экспериментального решения задачи? Методические особенности их проведения
  36. На примере реакции разложения малахита покажите различные способы сочетания демонстрационного эксперимента со словом учителя.
  37. Охарактеризуйте систему словесно-наглядных методов по химии.
  38. Какие требования предъявляются к графическим пособиям по химии (рисункам, таблицам)? 
  39. Средства обучения: классная доска и кадоскоп. Особенности их применения на уроках химии, достоинства и недостатки. Другие аудиовизуальные средства обучения в современной школе.
  40. Комплекс средств обучения. Что это такое? Откуда он берется? Предложите вариант комплекса средств обучения по теме Ваших уроков.
  41. Работа с книгой. Особенности методики применения учебника на уроках химии.
  42. Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Формы и виды контроля знаний.
  43. Методы устной проверки знаний. Особенности индивидуального и фронтального опроса учащихся.
  44. Письменная проверка знаний учащихся. Ее виды, достоинства и недостатки. Как провести анализ контрольной работы?
  45. Тестовый контроль знаний. Его достоинства и недостатки. Способы проверки тестов.
  46. Экзамены и зачеты в школе. Особенности методики их проведения.