ФАКУЛЬТЕТ ХИМИИ И ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

АлтГУ

Рабочая программа по методике преподавания химии

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Введение
Цели и задачи учебного курса методики обучения химии. Его место в системе учебных дисциплин. Структура содержания методики обуче¬ния химии как науки, ее методология. Обучение химии как главный объ¬ект исследования методической науки. Теоретические и эксперименталь¬ные методы педагогического исследования, используемые в методике обучения химии. Краткая история развития методики обучения химии. Идея единства образовательной, воспитывающей и развивающей функ¬ций обучения химии как ведущая в методике. Построение учебного курса методики обучения химии. Формы обучения методике.
Часть 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХИМИИ В ШКОЛЕ
1.1. Содержание учебного предмета химии
Исторические предпосылки становления и развития химии как учебного предмета в средней школе. Значение развитие атомно-молекулярного учения и открытия периодического закона для препода¬вания химии в школе. Вклад в создание школьных программ и учебников по химии С.Г. Крапивина, С.И. Созонова, В.Н. Верховского, П.П. Лебе¬дева, Л.М. Сморгонского, Ю.В. Ходакова, Д.М. Кирюшкина, С.Г. Шапо-валенко, Д.А. Эпштейна и др.
Критерии определения объема и сложности содержания химии (Ю.К. Бабанский). Современные идеи, реализуемые в содержании учеб¬ного предмета: методологизация, экологизация, экономизация, гуманиза¬ция, интегративность (Г.М. Голин).
Анализ и обоснование содержания и построения курса химии в мас¬совой общеобразовательной школе. Важнейшие блоки содержания, их структура и внутрипредметные связи. Отбор основных дидактических единиц для школьного курса химии: теории, законы, системы понятий, факты, методы химической науки и их взаимодействие в школьном курсе химии.
Классификация современных курсов химии. Систематические и не¬систематические курсы химии. Пропедевтические курсы химии. Интегративные курсы естествознания. Программа по химии для средней шко¬лы как нормативный документ, регламентирующий обучение учащихся средней школы, структура и методический аппарат программы. Государ¬ственный образовательный стандарт по химии. Альтернативные вариан¬ты содержания и построения школьного курса химии в России и за рубе¬жом. Содержание углубленных курсов химии для средней школы. Поня¬тие о модульной системе построения содержания. Понятие о линейном и концентрическом построении курса.
1.2. Деятельность учителя химии по развитию мышления уча¬щихся и формированию у них диалектико-материалистических и гуманистических взглядов и убеждений
Гуманистическая направленность школьного курса химии. Меж¬предметные связи химии с естественными и гуманитарными предметами. Использование межпредметных связей в развитии кругозора учащихся и формировании научной картины мира. Работы Д.П. Ерыгина. Роль учеб¬ной дискуссии в воспитании учащихся через предмет.
Вопросы экологического, экономического, эстетического и других направлений воспитания учащихся при изучении химии.
Психологические теории развивающего обучения как научная осно¬ва оптимизации изучения химии в средней школе. Работы Л.С. Выгот¬ского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского.
Проблемное обучение химии как важное средство развития мышле¬ния учащихся. Выявление учебных проблем в содержании предмета хи¬мии. Признаки учебной проблемы в изучении химии и этапы ее решения. Способы создания проблемной ситуации, деятельность учителя и уча¬щихся в условиях проблемного обучения химии. Положительные и нега¬тивные стороны проблемного обучения.
Использование дифференцированного подхода в обучении химии как средство развивающего обучения. Опыт учителей-новаторов по ис¬пользованию дифференцированного подхода в обучении.
1.3. Методы обучения химии
Дидактическое понятие о методе обучения и принципах классифи¬кации методов. Методы обучения химии как дидактический эквивалент методов химической науки. Специфика методов обучения химии. Необ¬ходимость, обоснованность и диалектика сочетания методов обучения химии. Исследование методов обучения химии советскими и зарубежны¬ми методистами. Понятие технологии обучения. Современные техноло¬гии интенсивного обучения.
Словесные методы обучения. Объяснение, описание, рассказ, бесе¬да. Лекционно-семинарская система обучения химии. Словесно-наглядные методы обучения химии. Школьный химический эксперимент, его виды, место и значение в учебном процессе. Образовательная, воспи¬тывающая и развивающая функции химического эксперимента. Демонст¬рационный эксперимент по химии. Требования к нему. Методика демон¬стрирования химических опытов. Методика выбора и использования раз¬личных средств наглядности при изучении химии в зависимости от ха¬рактера содержания и возрастных особенностей учащихся. Понятие о комплексе средств обучения по конкретным темам курса химии.
Словесно-наглядно-практические методы обучения химии. Формы и виды самостоятельной работы по химии. Ученический эксперимент по химии: лабораторные опыты и практические занятия по химии. Методика их планирования, подготовки и проведения. Методика формирования у учащихся лабораторных умений и навыков.
Методика использования в обучении химических задач. Место за¬дач в курсе химии и в учебном процессе. Классификация химических задач. Единые методические требования к решению химических задач в средней школе. Решение экспериментальных задач.
Методика разработки и использования на уроке химии дидактиче¬ских игр. Виды и формы дидактических игр по химии, их значение для интенсификации учебного процесса.
Методика использования ТСО в обучении химии. Методика работы с кадоскопом, магнитофоном и видеомагнитофоном, а также устройства¬ми обратной связи. Возможности использования компьютера в учебном процессе.
1.4. Контроль и оценка результатов обучения химии
Цели, задачи и значение контроля результатов обучения химии. Ос¬новные требования к контролю знаний. Система контроля результатов обучения. Содержание заданий контроля. Методы устного контроля ре¬зультатов обучения. Методы письменной проверки результатов обуче¬ния. Тестовый контроль в обучении химии, его достоинства и недостатки. Использование компьютера и других средств для автоматизации контроля результатов обучения. Экспериментальная проверка результатов обу¬чения. Оценивание результатов деятельности учащихся. Требования к оцениванию результатов разных видов деятельности и его критерии. Проверка знаний учащихся на основе Государственного Стандарта.
1.5. Система средств обучения химии. Химический кабинет
Понятие о системе средств обучения химии и учебном оборудова¬нии. Химический кабинет средней школы как необходимое условие осу¬ществления полноценного обучения химии. Современные требования к
школьному химическому кабинету.
Учебник химии как обучающая система. Роль и место учебника в учебном процессе. Структура содержания учебника химии и его отличие от другой учебной и научно-популярной литературы. Требования к учеб¬нику химии, определяемые его функциями. Методика обучения учащихся в работе с учебником.
1.6. Система организационных форм обучения химии
Урок как главная организационная форма в обучении химии. Урок как структурный элемент учебного процесса. Типы уроков. Урок как сис¬тема. Требования к уроку химии. Структура и построение уроков разного типа. Понятие о доминирующей дидактической цели урока.
Образовательная, воспитывающая и развивающая цели урока. Сис¬тема содержания урока. Значение и методика отбора методов и дидакти¬ческих средств на уроке. Подготовка учителя к уроку. Проведение урока. Анализ урока.
Факультативные занятия. Цели и задачи школьного факультатива по химии. Место факультативных занятий в системе форм обучения хи¬мии. Взаимосвязь факультативных занятий с основным курсом химии. Виды факультативных занятий по химии, их содержание и требования к ним. Особенности организации и методы проведения факультативных занятий по химии. Характеристика учебных пособий для школьных фа¬культативов и методических пособий для учителя.
Внеурочная работа. Цель внеурочной работы и ее значение в учеб¬ном процессе. Система внеурочной работы по химии. Содержание, фор¬мы, виды и методы внеурочной работы по химии. Кружок химии в сред¬ней школе. Химические вечера, недели химии, олимпиады и др. массовые мероприятия, особенности методики их проведения. Планирование вне¬урочных занятий, средства их организации и проведения.
Экскурсии. Роль экскурсий в деле реализации принципа политех¬низма. Цель и выбор объекта экскурсии. Требования к содержанию экс¬курсий. Подготовка и организация учащихся. Проведение экскурсий. Подведение итогов и оценка работы учащихся на экскурсии.

О курсе
Рабочая программа
Вопросы к модулю
Лабораторные работы
Список вариантов
Литература