ФАКУЛЬТЕТ ХИМИИ И ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

АлтГУ

Методика преподавания химии

Курс “Методика преподавания химии” должен дать студентам химических факультетов университетов основные представления о достижениях отечественной педагогики, педагогической психологии и дидактики в их приложении к вопросам обучения химии в cредней школе. Настоящая программа знакомит с теоретическими основами педагогического процесса и общей методикой преподавания различных по уровню курсов химии cредней школы и составлена с учетом требований, которые предъявляются в настоящее время к преподавателям химии общеобразовательных и специальных (лицеев, гимназий и т.п.) школ.

Цели и задачи курса «Методика преподавания химии»

Основная цель курса – вооружить будущего учителя знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях.

Задачами курса являются формирование способностей студентов:

  1. проводить сравнительный анализ различных программ и учебников по химии;
  2. разрабатывать фрагменты уроков с применением химического эксперимента, образовательных ситуаций, различные виды контрольных заданий по химии;
  3. разрабатывать тематические планы, планы уроков по предмету;
  4. использовать различные методики обучения при конструировании своих занятий;
  5. вести обсуждение и анализ, давать оценку и самооценку проводимых занятий по химии;
  6. оценивать знания, умения и навыки учащихся;
  7. осуществлять рефлексивную деятельность, корректировать цели и ход своего педагогического образования.

По итогам изучения курса “Методика преподавания химии” студент должен
знать: цели и задачи курса методики преподавания химии, содержание школьной программы, учебников, учебных и методических пособий по химии и нормативной документации, си¬стему средств обучения химии и их дидактические возможности,
методы обучения химии и контроля его результатов, технику безопасности при работе в школьном кабинете химии и охрану труда, современные технологии обучения;
уметь: анализировать программы, учебники и методическую литературу по предмету, проводить демонстрационный химический эксперимент, решать расчетные химические задачи различными методами, разрабатывать планы и конспекты уроков различных типов, организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты, анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации

Ввиду специфики предмета студентам необходимо изучать межпредметные связи с такими предметами как педагогика, возрастная психология, физика, биология и др.
Для успешного изучения курса студентам необходимо знать: основы педагогики и возрастной психологии, дисциплины предметной подготовки: основы неорганической и органической химии, химии высокомолекулярных соединений, физической химии, химической технологии др. химических дисциплин.

Курс направлен на формирование у студентов навыков организации учебного процесса по химии в средней школе, которые будут закреплены в педагогической практике в школе. Курс предусматривает лекционные, практические и лабораторные занятия, а также внеаудиторную самостоятельную работу студентов (проработка теоретических вопросов, изучение методической и учебной литературы по химии, освоение методик проведения демонстрационного и ученического химического эксперимента, методов решения расчетных химических задач, разработку планов уроков различных типов).

Виды контроля. Текущий контроль в курсе «Методика преподавания химии» заключается в оценке: выполнения лабораторных работ по демонстрационному химическому эксперименту, решения индивидуального задания по расчетным задачам, разработки планов уроков различных типов, устных выступлений на практических занятиях.
Промежуточный контроль – сдача теоретического модуля по общим вопросам методики преподавания химии, выполнение контрольной работы по решению расчетных химических задач, защита планов уроков .
Итоговый контроль – экзамен.

Рабочая программа
Вопросы к модулю
Лабораторные работы
Список вариантов
Литература